Эталонный усилитель собран! Первые впечатления от прослушивания.
Вводная часть
В новогодние праздники дошли-таки руки до итоговой сборки Эталонного усилителя для электростатических наушников. Пришлось где-то выпилить лобзиком пазы в плате, где-то укоротить винты, ещё какие-то незапланированные действия. Основное время ушло на пайку проводов на разъёмы/контакты: по времени пайка элементов на плату оказалась менее затратной, чем разделка проводов. Учтём на будущее. Осталась пара косметических действий, включая приклеивание выточенной ручки регулятора громкости, и внешний вид усилителя примет вид законченного устройства.
С трансформатором какая-то засада: он более мощный, чем предыдущий, но высоковольтные напряжения получились почти такие же: 323В в обоих плечах. При снятой верхней крышке он греется до температуры 48° С. При закрытой крыше будет греться больше.
Пониженные напряжения питающих плеч повлияли и на ток покоя выходных каскадов, сейчас он где-то порядка 2.5мА каждый, что в два раза меньше расчётного. С одной стороны — плохо, поскольку увеличиваются искажения на высокой громкости. С другой стороны — хорошо — меньше греются высоковольтные транзисторы, радиаторами которых выступают небольшие области меди в верхнем и нижнем слоях печатной платы — до 85° С. Опять-таки при снятой верхней крышке.
Впечатления от прослушивания
Как я уже отмечал, у меня два усилителя STAX, один SRM-727II, который я использую исключительно для прослушивания винила и второй — SRM -Xh — маленькая такая коробочка (фото будет) начального уровня и который использовал до сих пор при прослушивании записей с компьютера: мне очень импонируют его габариты. Вот с последним и будет сравнение. Наушники у меня SR-507.
При первом включении Эталонного сразу бросается, что звук совершенно другой, отличный от привычного (транзисторного звучания, — что, в общем-то, и повлияло на решение собрать новый усилитель). Это не был «вау»-эффект, что-то другое. «Вау»-эффект наступил позже, когда я осознал, какой же усилитель я собрал. Но все по-порядку.
Первой записью, что я послушал ( а это было вчера вечером), стал диск (вернее некоторые треки) «В. Высоцкий и М. Влади — Студийные записи на Мелодии (1974-1975) [MB] {24-96, Мелодия, СССР}». Надо сказать откровенно, особого впечатления треки не произвели. Вот да, именно так. Ну ладно, попробуем послушать что-то другое. Ставим «ТУХМАНОВ ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ 1976_ЛЕНТА» (скачанную, кстати, с Doctorhead-а). Слушаем. Опять что-то не то. Ну что за непруха. Ладно, попробуем в последний раз на сегодня (а дело шло к 11 ночи) нашу любимую всеми Анну с диска «Anna Netrebko — Verdi (2013) [HDTracks 24-96]». И вот тут счастье попёрло: я до конца, не отрываясь на перерыв, прослушал великолепную Hi-Res запись от известного немецкого брэнда, которую до этого так и не смог ни разу не то, чтобы послушать всю целиком, но даже хотя-бы наполовину. Счастье лилось на меня полной рекой, я был в Раю, мурашки как положено, очень активно передвигались по всему телу :)
Ещё считаю важным отметить, что запись Анны я неожиданно для себя слушал на большой громкости, не вертя регулятор громкости влево/направо, что невозможно было бы представить для усилителя SRM -Xh, когда при слабом уровне сигнала приходилось вертеть регулятор громкости в большую сторону, а при сильном сигнале — наоборот, уменьшать громкость. Этот эффект, кстати, многим известен и объясняется тем фактом, что большинство усилителей (не только для наушников) обладают высоким уровнем искажений, а это дополнительный, нежелательный и вредный сигнал, который складывается с полезным. И когда эти помехи из сигнала в усилителе с глубокой обратной отрицательной связью исчезают, кажется что запись звучит тише (что технически верно), поэтому-то и хочется вывернуть ручку громкость на «побольше».
Последним на тот день, я прослушал Hi-Res запись «2018. Vittorio Forte — Chopin- Waltzes [24-88.2]». Впечатления от прослушивания были аналогичными, что и для предыдущей записи. Опять смог легко и непринуждённо прослушать весть диск до конца (опять в первый раз), музыка прямо-таки притягивала к себе. И опять слушал на большой громкости.
Эталонный чётко умеет разделять голоса или инструменты на отдельные составляющие, они не сливаются в единую «кашу», как у многих других усилителях. Также на фоне громких звуков легко различаются тихие; это надо выделить особенно. Также отчётливо слышны послезвучия струнных и других инструментов.
Краткие выводы
В целом качество воспроизведения напрямую зависит от качества самой записи. Эталонный очень любит Hi-Res-ы, он как будто специально создавался для воспроизведения классической музыки/оперных вокалов/хорового исполнения. Ещё раз — он гениально воспроизводит классическую музыку. Остальные форматы на фоне Хай-Реза смотрятся скромно (не путать с «плохо»). Возможно, это объясняется тем, что «классику» стараются писать всё-таки качественно.
Усилитель лишён каких-либо наводок и шумов. При любом уровне громкости. Он прозрачно передаёт сигнал от входа до выхода. Если в записи есть сибилянты, «каша» — то вы это обязательно услышите. В то же время отдельные партии партитуры влёт считываются подсознательно (или сознательно?).
На Эталонном нет усталости от прослушивания записей. Музыку хочется слушать. Всё это — благодаря широкой полосе воспроизводимых частот и ультранизким искажениям (так, моделирование показывает полосу воспроизводимых частот от 5Гц до 100кГц по уровню -0,1dB или от 5Гц до 1,5МГц по уровню -3dB; искажения для сигналов в классе А — на уровне 0,0001% /20Гц — 20кГц/ ) . Такие параметры недостижимы, если использовать, условно назовём ей «классической», схемотехнику усилителей Stax.
Можно с гордостью сказать, что проект завершён успешно, Эталонный на 100% меня устраивает, даже в этой, немного усечённой по параметрам версии усилителя.
P.S. Вспомнил основную причину, почему не подключаю усилок SRM-727II к компьютеру: становятся слышны помехи от компьютера, которые при перемещении мышки ещё больше усиливаются. Просто сейчас подключил 727 вместо Эталонного для сравнения. На первый, быстрый взгляд, у Эталонного немного выше разрешение.