Комфортный уровень громкости на Стаксах
Хотел бы высказать свою точку зрения по поводу того, какой уровень выходного сигнала для Стаксов является достаточным для прослушивания как попсы, так и классической музыки.
Моё первое суждение о том, что для комфортного прослушивания музыки достаточно 300Vrms (высказанное на форуме rcl-electro), в настоящий момент уже нифига не актуально. Высказанное сразу без должного кол-ва прослушанных записей и в период эйфории от того, насколько всё же качественно воспроизводится музыка на моём тракте, в настоящий момент это суждение я воспринимаю с милой улыбкой на лице (мол, какими же наивными мы порой бываем :) )...
Но к делу. Итак, на текущий момент уровень входного сигнала на звуковой карте RME HDSPe AIO Pro выставлен на уровне +4dbu, т. е. аналоговый сигнал на входе Эталонного усилителя не может превышать 1, 228Vrms. Усиление каждого канала Эталонного — 501 раз (при выкрученном на полную громкость регуляторе громкости), что в итоге должно дать на выходе усилителя напряжение 615Vrms.
Но дело в том, что сигнал на выходе ограничен напряжениями питания каскадов и при прогреве усилителя они снижаются с +/- 335V до уровней +/- 315V. При таких питающих напряжениях максимальное выходное напряжение (неискажённое) на выходе усилителя не превышает 422Vrms.
Итак, должно быть — 615Vrms, реально — максимум 422Vrms. Другими словами — усилитель работает с клиппированием (clipping), т. е. ограничивает уровень сигнала сверху и снизу, как на картинке ниже (на показания измерений внимания не обращайте):
По идее, клиппирование должно быть слышно. Но всё гораздо интереснее.
Примечание 1: Под попсой я считаю не музыкальную ценность произведения, а исключительно техническую сторону записи: всё, что не классика — попса, в силу того, что классику, как правило, стараются писать качественно.
Примечание 2: Под классикой понимается именно она, в формате Hi-Res (88.2/24 или выше); здесь упор именно на качестве.
Итак, попса. Здесь всё просто — на максимальной громкости я её не слушаю по причине высоких искажений в самой записи и по причине дебильности самого формата Audio-CD (да, я не люблю записи формата Red Book). Слушать её на высокой громкости просто нет желания. Современные записи записаны очень громко, с большими искажениями. Записи эры становления CD — значительно ниже по громкости, но искажения тоже присутствуют. Тем не менее для старых и новых записей уровня сигнала в 422Vrms вполне достаточно на 99.999% (пока записи, требующие большего выходного уровня — не встречались).
По классике. Смотрите. Сейчас слушаю классику с максимальным усилением Эталонного, т. е. при максимально вывернутой ручке громкости. Т. е для меня это комфортный уровень. Т. е. в теории, если бы усилитель мог без клиппирования усиливать сигнал, его максимальный уровень был бы 615Vrms (0dB). Но он не может, и реальный максимальный уровень сигнала баз клиппирования равен «всего лишь» 422Vrms (-3.27dB). Т. е. в диапазоне от 0dB до -3.27dB сигнал клиппируется. Сразу вопрос из зала: а слышны ли искажения по причине клиирования на классике и часто ли они бывают? Ответ такой: прослушав с начала года порядка 200 разных дисков с записями классики в формате Hi-Res, на первый вопрос ответ — когда слышно, когда нет, бывает по разному. На второй — случается с той частотой, когда на это уже обращаешь внимание.
Вообще, хочу отметить, что я обожаю слушать Hi-Res классику на моём сетапе с Эталонным усилителем для электростатических наушников. Уточню, к классической музыке не имею никакого отношения, но вот слушать её — крайне интересное занятие для меня. Особенно когда она громкая и быстрая. Почему громкая — да потому что нет искажений вносимых самим усилителем даже на максимальной громкости, что является характерной чертой Эталонного усилителя. Я больше скажу — хочется врубить звук ещё громче, но по техническим причинам — уже не получается, и так громкость на максимуме и если её увеличить ещё и на выходе звуковой карты, то будут сплошные искажения, что не комильфо.
Вообще, есть такое термин, слово на английском — experience (дословно — опыт, но не совсем). Часто говорят, например, экспиаренс от вождения высококлассным автомобилем, и т. д. и т. п. Суть, я думаю, вы уловили. И вот этот экспиаренс от прослушивашия высококачественной записи музыки, да ещё на высокой громкости — это недостижимый экстаз, истинно говорю :) Ещё раз — громко и без искажений записи. Это то — к чему следует стремиться всем пользователям высококлассного Stax-сетапа, это то, от чего вы получите незабываемый experience.
Относительно часто хочется увеличить громкость тихих фрагментов, минимум на 3dB, максимум — на все 6db. Пусть даже с изредка слышимым клиппированием. Ну что же, давайте же вычислим уровень этого сигала. Для следующих расчётов возьмём первое значение, как более реальное к нашей действительности. Идеальный усилитель получился бы, если бы его выходной уровень был 422Vrms + 3dB = 615Vrms. Магическая цифра получается :)) Если же уровень увеличить на 6dB (в 2 раза), то уровень сигнала увеличится до 844Vrms. Сможет ли нынешний флагман Stax SR-X9000 выдержать такой уровень?! Далеко не факт...
Цирфа 615Vrms мне сразу напомнила легендарный усилитель, который так и не пошёл в серию: Stax SRM-T2. Его стандартные параметры позволяли выдавать на выходе 630Vrms при искажениях меньше, чем 0,01% на частоте 1кГц. Вот фото данного красавца:
Так что же в итоге, спросите вы, усилитель с каким уроввнем на выходе мне покупать?
Как по мне, каждый сам решает, какой уровень выходного сигнала для него комфортен, но для классической музыки выходное напряжение >= 400Vrms является тем минимумом, который приоткрывает дверь в буйство красок записей классической музыки. Только вот мне очень жаль, что сейчас не выпускают промышленных усилителей с выходным уровнем 630Vrms и пренебрежительно малыми искажениями (как у моего Эталонного). Я бы такой приобрёл обязательно.
В заключение, таблица с максимальным уровнем выходного сигнала для стационарных усилителей Stax, выпускаемых в настоящее время. Дабавим Stax SRM-T2 и Эталонный для сравнения. Может кому-то пригодится.
SRM-T2 | SRM-T8000 | SRM-700T | SRM-700S | SRM-500T | SRM-400S | Эталонный |
630Vrms | 470Vrms | 340Vrms | 450Vrms | 300Vrms | 400Vrms | 422Vrms |